Почему появляется алкогольная созависимость: признаки и лечение


Почему появляется алкогольная созависимость: признаки и лечение

Созависимость при алкоголизме – психологический термин, патологическое состояние человека, живущего вместе с пьяницей. Характеризуется признаками чрезмерного самопожертвования, чувством вины, низкой самооценкой, отсутствием силы воли и чувства самосохранения. Иными словами, созависимый начисто лишен эгоцентризма как необходимости, он озабочен проблемами других больше, нежели своими. Проживает чужую жизнь, растворяется в другом человеке психологически, эмоционально, физически.

Причины состояния

Первичная причина – жизнь с человеком, злоупотребляющим спиртным. В группу риска входят все родные по крови или юридически (муж, жена), которые вынуждены близко общаться с алкашом.

Если рассматривать глубже, то первопричиной можно назвать неправильное воспитание, когда ребенка приучают сочувствовать больным, немощным. Не объясняя разницу между случайно развившейся болезнью, когда человек не в силах препятствовать этому, и алкогольной зависимостью. Являющейся не болезнью, а целенаправленным, эгоистичным поведением прежде адекватной особи, сознательно приводящей себя к самоуничтожению.

Механизм развития прост и начинается с попытки оправдать алкоголика. Чаще к патологии склонны жены пьяниц, отрицающие наличие вредной привычки у мужа, списывая все проступки на его характер. Запои трактуются как слабость, нежелание бросить пить – природной черствостью, эгоизмом. И сама женщина не подозревает у себя созависимости, хотя при наличии следующих признаков психолог поставит такой диагноз:

Алкогольная созависимость – крайняя форма патологической любви, направленная на алкаша. Потакание его слабостям, желанию выпить, неосознанность собственной жизни. В дальнейшем сменяется апатией, потерей тревоги за пьющего, что еще больше усугубляет положение в семье.

Формируется созависимость постепенно, близкий алкаша превращается в его «придаток», происходит подмена личной жизни, интересов ценностями алкоголика. Чаще рискуют люди, у которых:

Истоки проблемы нужно всегда искать в детстве, его воспитании. Только люди с определенными чертами характера могут стать созависимыми от алкоголика.

Симптомы созависимости

Созависимые отношения в алкогольной семье практически незаметны для людей, не знающих о наличии подобной патологии. Мало того, на протяжении веков забота о пьянице и жизнь его интересами представляется как «крест», который женщина (или иной близкий человек) должна нести на своих плечах. По сути само общество, церковь становятся причиной усугубления ситуации, советуя «смириться и не роптать на Божий промысел».

По мнению психологов, доброта, сочувствие, внимание при жизни с алкоголиком – излишние проявления чувств. Пресловутые 10 заповедей играют с человеком злую шутку, провоцируя развитие недуга. Следующие характеристики личности, поведение, близкое к душевному расстройству, и определяют симптоматику алкогольной созависимости.

Желание изменить

Стремление навязать алкашу свои жизненные ценности, желания, правильную модель поведения в обществе. То есть «создать» ту личность, которую бы желали видеть рядом. Это априори невозможно, так как взрослый человек поддается лишь легкой корректировке, и то, если есть к тому желание. Созависимые не владеют принципами психологического искусства и выполняют Сизифов труд, прилагая все усилия вернуть алкаша к нормальной (по их мнению) жизни. У пьяниц об этом свои представления, в результате возникают скандалы, ругань, драки.

Ненормальное чувство вины

У созависимых формируется патологическое ощущение виновности в происходящем, они твердо уверены, что при их попечительстве близкий стал алкашом. Этим больше грешат матери пьяниц, оправдывая поведение дочексыночков постоянной занятостью, когда те росли. Выросшие чада сами усугубляют вину, обвиняя всех и вся в своих бедах, нереализации, бедности. Их мнение: до алкоголизма их довели близкие отсутствием внимания, претензиями, недовольством. И если здоровый человек воспринимает это как глупость, созависимый – как уколы совести.

Контроль спиртного

Ошибка сочувствующего в постоянном контроле за наличием, количеством спиртного в доме. Уничтожая запасы алкоголика, не стоит искренне полагать, что тем самым спасают зависимого от пристрастия. Подобное поведение лишь провоцирует у алкаша развитие изворотливости, хитрости, лжи. Опасный момент – распитие спиртного совместно, разрешение пить в квартире.

Вера в обещания


Если пьяница говорит, что бросит – это ложь чистой воды! Созависимость характеризуется безоговорочной верой алкоголику, причем каждый раз, когда его застают за рюмкой. Алкаш начинает горячо заверять оппонента, что это точно его последний глоток спирта в жизни, а завтра он начинает трезвую жизнь. И так повторяется постоянно. Важно помнить, что клятвы – блеф, усыпление бдительности. Алкоголика нельзя воспринимать как честного, отвечающего за свои слова человека. Пообещав, он тут же забывает и искренне удивляется, если ему напоминают об этом.

Почти всегда созависимая личность боится одиночества, остаться одной, отпустить даже жизнеугрожающие отношения. Теряет способность видеть реальное положение вещей, отрицает собственные потребности, «растворяясь» в другом человеке.

Краткие симптомы патологического состояния:

Созависимый всегда стремится взвалить на себя ответственность за поведение алкоголика, контролирует его поступки. При этом вырастает собственная оценка значимости. Полагается, что без заботы о пьянице тот пропадет без присмотра.

Яркое и страшное проявление недуга – невосприимчивость к эмоциональной и физической боли, когда созависимый терпит побои, оскорбление, измены. Почти всегда это сопровождается неврозом, хронической депрессией, перевозбудимостью.

Психологические модели поведения

Психодраматический треугольник Карпмана – жертва, преследователь, спаситель. Это теория человеческих отношений, которую в 1986 году озвучил Стивен Карпман. Где преследователь (П) – это сильная личность, терроризирующая жертву (Ж), слабое, безвольное существо, а спаситель (С) выручает и сочувствует ей.

«Жертва» «Преследователь» «Спаситель»
Ее позиция по жизни – нежелание ни за что нести ответственность, перекладывание проблем на плечи других. Поиск жалости, сочувствия. Нередко провоцирует агрессию со стороны П намеренно, чтобы потом удачно им манипулировать. Такой индивид уверен в несправедливости жизни, массе страданий, обид и страхов. Имеет гипертрофированное чувство вины, ревности, стыда, зависти. Находится в постоянной тревоге, перенапряжении, что провоцирует соматические заболевания. Ж боится жить, сильных впечатлений, склонна к депрессиям, тоске, пассивна и инертна, нет стремления к развитию. Сильная, доминирующая личность, стремящаяся «поймать» Ж и успешно ею манипулировать. Получение морального удовлетворения от «гнобления» слабой личности. Попытки последней отстоять свои права лишь раззадоривают П. Он склонен все контролировать, учить жизни, указывает на ошибки. Его основные эмоции – раздражительность, гнев, напряжение, обвинение людей, не принимающих его «заботу». П искренне полагает, что учит Ж во благо, и злится, когда та сопротивляется. Сильная личность с определенной долей агрессии. Защищает Ж от П, чувствуя себя нужным и чувствуя от этого удовлетворение. Испытывает жалость к Ж и к П, сочувствуя последнему, но одновременно злясь на его поведение с Ж. Причем защищает не по «зову сердца», а чтобы насолить П. Психотип С – жалостливый,  сочувствующий, обижающийся. Внутри считает себя выше Ж и П, что полностью удовлетворяет его эго.


При алкоголизме и созависимости участники треугольника Карпмана постоянно «тасуются», меняются местами. Днем жена преследователь, ищет бутылку, чтобы не дать выпить, утром – спаситель, бежит за опохмелом, вечером – жертва, когда муж напивается и устраивает пьяный дебош. В какой то момент нервы созависимого сдают, нередко психотическое состояние заканчивается колонией за убийство горячо любимого алкаша.

Возможные последствия


Прямая опасность для человека – когда жалость и желание помочь принимают гипертрофированные формы. Забота об алкоголике сменяется патологической навязчивостью, развитием ОКР: если имеется сильная созависимость от алкоголика, жизнь становится невыносимой.

Сверхчувствующий человек деградирует, длительный психологический надлом приводит к необратимым последствиям. Список возможных развитий событий:

Психологи не выделяют феномен в отдельный синдром, нет его градации по МКБ-10. Незаметны яркие поведенческие или соматические нарушения, но они есть, специалист их видит, поэтому созависимого нельзя считать полностью здоровым человеком. Личность нацелена лишь на обеспечение комфортного существования алкоголика, становится истеричной, неуравновешенной, не внемлет советам – даже сугубо логичным.

Для алкоголика лично ничего не меняется. Если созависимый «сходит с дистанции», он вербует следующую близкую личность, опутывая ее паутиной и уничтожая, как паук жертву.

Как избавиться от алкогольной созависимости

Созависимая личность не способна действовать в собственных интересах. Советы психолога здесь будут неоценимы, именно психолога, лечащего разговорами, а не психотерапевта, назначающего таблетки. Помощь лекарств небольшая, человек должен осмыслить причину ущемления собственных прав, желаний, потребностей. Осознать, что нельзя жить в угоду другим. Самостоятельно развить чувство здорового эгоизма, сострадания к себе, выйти из «зоны комфорта» и убрать старую модель поведения.
 

Лечение феномена основано на следующих принципах терапии:

Хорошо лечить созависимость совместно с родными (брат, сестра и т. п.). Они помогут страдающему взглянуть на его поведение со стороны, в ином ключе, осознать, что происходит на самом деле при совместной жизни с алкоголиком.

Чтобы не заработать «синдром жены алкоголика», не стать немым его «придатком», необходимо сразу осознать опасность проживания рядом с пьющим. Нет ничего зазорного, если человек не станет «нести свой крест», а подумает о себе, включит здоровый эгоизм, прежде всего чтобы не потерять себя, стать уверенной и самодостаточной личностью.