Постоянное пьянство


Постоянное пьянство

Другая форма употребления спиртного при алкогольной болезни - постоянное пьянство на фоне высокой или низкой толерантности.

Мы пили всё, включая политуру, -

И лак, и клей, стараясь не взболтнуть.

Мы спиртом обманули пулю-дуру -

Так, что ли, умных нам не обмануть?!

Пью водку под орехи для потехи,

Коньяк под плов с узбеками, по-ихнему - пилав, -

В Норильске, например, в горячем цехе

Мы пробовали пить стальной расплав.

 


 

Владимир Высоцкий

 

Другая форма употребления спиртного при алкогольной болезни - постоянное пьянство на фоне высокой или низкой толерантности.

 

Когда устойчивость к алкоголю максимальна - это называется «плато толерантности» - человек может длительное время употреблять ежедневно большие дозы (до нескольких литров водки) спиртных напитков. Такой алгоритм алкоголизации характерен для второй стадии алкоголизма. Наибольшее количество выпитого обычно приходится на вечер, похмельный синдром не выражен, поэтому социальная адаптация длительное время может сохраняться.

 

С массовыми случаями такого употребления я столкнулся, когда служил начальником медицинской службы строительного батальона в Казахстане. Пили все, и пили крепко. Несмотря на жару до 45 градусов, водку пили стаканами и практически без закуски! Литр водки в течение дня считался умеренной дозой. Пили каждый день, часто начиная прямо после утреннего развода. Наравне с русскими пили и казахи, и узбеки, и «лица кавказской национальности», и все остальные. Между прочим, вопреки поголовному пьянству, а может - благодаря ему, работа просто кипела, и наша войсковая часть была одной из лучших.

 

Так создается иллюзия нормальности, нормы. Служба идет, внешне все благополучно; если предупредить о своем приезде заранее, был шанс даже пообщаться с несколькими трезвыми офицерами, а повезет - так и с прапорщиками. Может, это и есть вариант нормального, физиологического, безвредного российского пьянства?! Нет! Это всего лишь иллюзия. Буквально через несколько лет после увольнения я в этом еще раз убедился, когда ко мне на прием стали приходить бывшие сослуживцы, уже в качестве пациентов.

 

По мере развития заболевания (как правило, в конце второй, в начале третьей стадии), постоянно употребляя значительные дозы алкоголя, человек периодически, в течение нескольких дней, начинает выпивать максимальное для него количество спиртного, а затем возвращается к более низким дозам. Проще говоря, на фоне постоянной алкоголизации периодически появляются запойные элементы. Это вариант так называемого «перемежающегося» пьянства, которое в дальнейшем может трансформироваться в постоянное, на фоне низкой толерантности. При этом прием алкоголя происходит практически круглосуточно, небольшими порциями, с интервалом, как правило, не более одного - двух часов.

 

Последняя форма употребления спиртного характерна для третьей (финальной) стадии алкоголизма и обычно сочетается с признаками алкогольной деградации. Но, даже находясь на этой стадии заболевания, человек способен длительное время достаточно реально функционировать. Я знал заведующего отделением крупной городской больницы, который несколько лет работал на этой должности в состоянии перманентной алкоголизации. И хотя он периодически путал день с ночью, а иногда приходил на врачебную конференцию только в одном носке, персонал отделения со своими обязанностями справлялся хорошо, сотрудники и сам заведующий регулярно получали премии и т. д.

Перечисленные варианты алкоголизации характерны, в основном, для поздних стадий алкогольной болезни; мы видим, что даже такое состояние не всегда расценивается как патологическое. Что же говорить о тех формах употребления спиртного, которые имеют место на ранних стадиях зависимости и практически неразличимы в нашем пьющем обществе? Это, так называемые, псевдозапои и однократные алкогольные эксцессы.