Вторая стадия алкогольной болезни


Вторая стадия алкогольной болезни

Период клинически развернутого алкоголизма, дающий нам процентов восемьдесят пациентов. Это происходит, по всей видимости, потому, что они на ранних стадиях заболевания за помощью не обращаются, так как больными себя не считают, а до поздних стадий многие не доживают. Для расцвета алкогольной болезни наиболее типичны два синдрома: похмельный синдром и так называемое плато толерантности.

Ты, нелегкая, маманя!

Хочешь истины в стакане -

на лечение?

Тяжело же столько весить,

А хлебнешь стаканов десять -

облегчение!

 


 

Владимир Высоцкий

 

 


 

Период клинически развернутого алкоголизма, дающий нам процентов восемьдесят пациентов. Это происходит, по всей видимости, потому, что они на ранних стадиях заболевания за помощью не обращаются, так как больными себя не считают, а до поздних стадий многие не доживают. Для расцвета алкогольной болезни наиболее типичны два синдрома: похмельный синдром и так называемое плато толерантности.

 

Похмельный синдром, сформированный в предшествующий период, во второй стадии возникает практически после каждого массированного употребления алкоголя. Особенно выраженным он бывает после запоев. Здесь все: и мутный взгляд, и опухшее багровое лицо, и трясущиеся руки, и судорожные припадки, и «белая горячка». Желание опохмелиться по интенсивности часто превосходит все остальные чувства. Для такого непохмелённого алкоголика не существует жажды, голода, долга, ответственности, любви. Все это потом, потом, а сейчас - как воздух необходим глоток животворительной жидкости, и только после этого человек ненадолго возвращается в реальный мир, а затем все повторяется с новой силой. Длится похмелье, как правило, от нескольких дней до нескольких недель, а еще месяц-полтора тянется шлейф так называемого астено-невротического синдрома: плохой сон, утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности. Если человек на этой стадии запивает хотя бы раз в два месяца, то в нормальном состоянии, по большому счету, он бывать не успевает. При таком варианте течения второй стадии болезни алкоголь обычно употребляется по псевдозапойному типу, хотя у некоторых пациентов уже могут возникать и истинные запои.

 

«Плато толерантности» представляет собой классический вариант постоянной алкоголизации. Если на ранних стадиях болезни организм адаптировался к поступлению больших доз алкоголя и его устойчивость к спиртному постоянно возрастала, то во второй стадии она достигает максимальных величин и держится на этом уровне, иногда на протяжении многих лет. Такой алкоголик может выпивать по несколько литров водки каждый божий день, практически без трезвых промежутков. Максимум спиртного выпивается в вечерние часы, поэтому на работе это длительное время может не отражаться. Если позволяет специфика трудовой деятельности, он может выпивать небольшие дозы спиртного во время рабочего дня. Есть также феномен так называемого отсроченного опохмеления, который часто позволяет алкоголику гордо заявлять, что он никогда в жизни не опохмелялся. Суть в том, что при постоянном употреблении алкоголя, на фоне высокой толерантности к нему, синдром отмены в полной мере не успевает развиваться в утренние часы, и человек в достаточно приличном состоянии выходит на работу. Работа, как правило, бодрит, и алкоголик достаточно энергично проводит трудовой день, а опохмеляться идет сразу после его окончания, иногда запасая спиртное заранее. Но это уже оценивается не как похмелье, а как очередное, плановое, если можно так выразиться, употребление алкоголя.

 

Таким образом, во второй стадии алкогольной болезни происходит разделение форм употребления спиртного - на цикличную и постоянную. Но независимо от того, как человек пьет в этот период, вся его жизнь находится под постоянным и неусыпным контролем Зеленого Змия. Даже эта стадия зависимости на фоне всеобщей алкоголизации подчас может считаться вариантом нормы, хотя уже четко определяется сужение диапазона жизнедеятельности человека. Если брать постоянную форму употребления спиртного, то в лучшем случае, пока алкоголик социально адаптирован, его жизнь делится на обязательный безалкогольный минимум (работа, вождение машины) и все остальное - но уже в компании с Зеленым Змием. Все его устремления, радости, удовольствия теперь возможны лишь в сочетании с бутылкой. Теперь алкоголик живет в другом измерении, в параллельном мире, и лишь эпизодически ненадолго возвращается к реальности. Во время периодов вынужденной трезвости он чувствует себя, как ныряльщик, который задерживает дыхание, проплывая под водой, а затем с облегчением выныривает в такой привычный, близкий и любимый мир, где он дышит полной грудью.

 

При цикличном, то есть запойном, пьянстве алгоритм зависимости несколько иной. Трезвые периоды, которые алкоголик «переныривает», иногда достаточно длительны, до нескольких месяцев. В этот период человек может быть очень активным, но все равно «трезвое» время в основном расходуется на нейтрализацию последствий предыдущего запоя и подготовку почвы для следующего. Схема цикла примерно следующая:

 

 

 

запой (или псевдозапой)
похмелье
выход из этого состояния
решение проблем, которые человек создает себе сам во время алкоголизации
период внешнего благополучия
провоцирующий фактор
очередной запой.

 

 

 

Несмотря на расцвет заболевания, мало кто из наших пациентов в этот период считает себя больным до тех пор, пока он еще работает, живет с семьей, не имеет серьезных жалоб на здоровье и неладов с законом. Осознание проблемы у многих начинается тогда, когда возникает угроза увольнения, суда, развода, госпитализации. А некоторым и этого мало, в таких случаях употребление алкоголя прекращается лишь в тех случаях, если человек надежно и надолго изолирован от бутылки или же болен до такой степени, что не может донести стакан до рта.

 

Но даже те пациенты, которые признают наличие алкогольной болезни, в большинстве своем считают это временным, проходящим явлением.

 

К сожалению, это не так. Наш образ жизни, наше отношение к проблеме позволяет Зеленому Змию легально существовать и паразитировать на огромном количестве людей, разрушая их и приводя к гибели. Почему так происходит?

 

Возьмем несколько стандартных вариантов. В течение этого периода болезни в рамках алкоголика держат три главных кита: здоровье, работа, семья. Но именно держат в рамках, то есть не дают спиться за короткий промежуток времени, а не защищают и не избавляют от болезни.

 

 

 

Здоровье

 

 

 

Чтобы пить так, как пьют на второй стадии алкоголизма, здоровье нужно иметь недюжинное. Поэтому слабых здесь нет. Они уже или погибли, или бросили пить. Если же алкоголик только- только перенес какое-либо серьезное заболевание или операцию, это его, как правило, не останавливает. В лучшем случае он будет пить лекарства, соблюдать диету, может сделать перерыв в алкоголизации, но затем все вернется на круги своя. Единственный вариант, когда человек бросает пить, - это заболевание, к резкому обострению которого приводят даже минимальные дозы алкоголя. Например, стоит алкоголику немного выпить, как у него возникает тяжелый гипертонический криз, аллергическая реакция, приступ удушья, аритмии и так далее. Причем реакция должна развиваться сразу же после приема алкоголя, чтобы человек не успел испытать никаких приятных ощущений, а немедленно почувствовал себя очень плохо. Потому что если «очень плохо» будет хотя бы через час, он все равно успеет напиться. А так, попробовав несколько раз выпить и получив в ответ тяжелую реакцию, он с ужасом понимает, что его дружбе с Зеленым Змием пришел конец. По этому поводу алкоголик сначала впадает в депрессию, а затем с удивлением отмечает, что жить стало гораздо лучше и интересней. Это достаточно редкий вариант «выздоровления» от алкоголизма, но он существует и, к сожалению, поддерживает ошибочное представление о временном, проходящем характере болезни и о возможности самоизлечения.

 

 

 

Работа

 

 

 

Работа чаще всего не является помехой пьющему человеку на этой стадии заболевания. Проблемы и конфликты возникают лишь, когда алгоритм трудовой деятельности не соответствует алгоритму алкоголизации. В большинстве же случаев алкоголик второй стадии находит для себя ту работу, которая хорошо сочетается с его основным, а чаще всего - единственным увлечением. Причем главным его козырем длительное время будет: «Какой же я алкоголик, если я работаю?». Давайте оценим, как сочетаются основные формы употребления спиртного на второй стадии алкоголизма с некоторыми профессиями и специальностями.

 

1. Постоянное употребление алкоголя на фоне высокой толерантности. Человек пьет каждый день, выпивает большое количество (до нескольких литров водки) спиртного. Максимум суточной дозы алкоголя употребляется в вечерние часы. Утром и днем выпивается немного и то лишь, если позволяет работа.

 

Мы видим, что любой вариант со стандартной рабочей неделей подходит как нельзя лучше. Трезвыми или относительно трезвыми часами остаются часы с утра и до окончания трудового дня. Все остальное время (кроме сна) алкоголик может пить - что он и делает. Так пили и пьют рабочие на многих заводах, фабриках, торговые работники, водители, преподаватели и многие, многие другие, чей рабочий день нормирован и заканчивается, как правило, после обеда или, на худой конец, не очень поздно. Мужественно вытерпев необходимое количество часов без привычного допинга, многомиллионная армия алкоголиков и кандидатов в них заполняет многочисленные кафе, кафешки, кухни в коммуналках, окололаречное пространство и другие места, чтобы вознаградить себя за долгий «пост». Пьют в одиночку, пьют компаниями, пьют семьями, чтобы назавтра встать с одной мыслью - скорее бы конец рабочего дня! Так человек может жить и трудиться годами, имея репутацию хорошего работника. Единственное, что для этого надо, - не попадаться с утренним перегаром на глаза начальству.

 

2. Короткие редкие псевдозапои. Человек пьет два-три-четыре дня подряд, затем месяц-два не пьет.

 

Для нашей страны это вариант нормы. Такой алкоголик может работать практически на любой должности, и никто не подумает, что у него проблемы со стаканом. Питие чаще происходит в выходные дни (воскресный алкоголизм) и может быть круглосуточным; если же случается посреди недели, то алгоритм употребления как в предыдущем варианте: отсутствие или минимум спиртного днем, максимум - в вечернее время. Проблемы в этой ситуации обычно создают лишь формы опьянения с гиперактивностью, причем неважно какой направленности: с агрессией или, наоборот, с навязчивой добротой и участием. То есть, человек, придя не совсем трезвым на работу, вместо того, чтобы молча трудиться, начинает «качать права» или лезть ко всем, предлагая свою помощь. Естественно, коллегам такое поведение может не понравится, и они ему создадут все условия для скорейшего увольнения.

 

3. Короткие частые псевдозапои. Человек также пьет два-три дня подряд, но интервалы между алкоголизацией небольшие, как правило, не больше тех же двух-трех дней.

 

Подобной форме употребления алкоголя больше всего соответствует вахтенная работа. Например, отдежурил сутки - трое суток дома, и можно делать все, что заблагорассудится. Так работают медики, милиционеры, пожарные, водители и многие другие. Сдав дежурство или вернувшись из рейса, алкоголик начинает пить и останавливается перед очередными рабочими сутками. На работе это не отражается, так как человек успевает и напиться, и выходиться.

 

4. Длительные псевдозапои. Алкоголь употребляется каждый день в среднем от недели до месяца.

 

С таким вариантом алкоголизации человек может трудиться на сезонных работах в поле, на стройке. Подходят также все другие виды цикличной деятельности, которые сопровождаются длительными командировками с последующими отпусками. Так трудятся моряки, геологи, военные и другие. Ну и, наконец, есть виды трудовой деятельности, позволяющие употреблять алкоголь в течение рабочего дня - например, работа грузчиком. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сейчас ни одна приличная организация не станет держать алкоголика даже на должности грузчика или уборщицы. Это удел муниципальных структур, где зарплата так мала, что выбирать не приходится.

 

5. Истинные запои. Алкоголь употребляется круглосуточно, с максимальными дозами спиртного в первые дни и с последующим уменьшением доз в связи с прогрессивным снижением толерантности. Длится, как правило, не больше недели.

 

Во время истинного запоя человек не может работать даже в нашей стране, поэтому здесь возможна лишь цикличная деятельность, описанная выше. Или же вариант, когда начальство или соучредители закрывают глаза на периодические запои, в связи с особой «ценностью кадра». Но такие ситуации сейчас встречаются все реже и реже.

 

 

 

Семья

 

 

 

Чаще всего к нам приходят жены, приводя мужей (примерно 70% наших пациентов), реже - родители с детьми (15%), еще реже - мужья с женами (10%) и совсем редко - дети с родителями (5%). Почему такой расклад, я надеюсь, всем понятно. Дети вырастают и становятся чьими-нибудь мужьями и женами. Женщины, к счастью, реже страдают алкоголизмом, ну а если и страдают, то мужья с ними долго не возятся. Такая женщина либо бросает пить, либо ее бросает муж. Родители же - алкоголики не так часто доживают до того возраста, когда ими начинают заниматься взрослые дети.

 

Таким образом, мы видим, что основная ноша ложится на хрупкие плечи нашей прекрасной половины. А если учесть, что пять шестых алкогольного айсберга (именно такая часть ледяной глыбы находится под водой и скрыта от посторонних глаз) - именно в семье, становится понятно: на долю жен алкоголиков выпадают очень серьезные испытания. И не удивительно, что первые тревожные сигналы к нам поступают именно от них. При этом многие ситуации похожи, их можно разделить на несколько вариантов. Сразу хочу оговориться, что как проблема семьей осознаются в основном те проявления алкоголизма, которые сопровождаются бесконтрольным поведением, особенно с агрессией, либо - отсутствие социальной адаптации, от которой в первую очередь зависит уровень заработной платы. Если, к примеру, муж каждый день тихо напивается дома и так же тихо ложится спать, но при этом умудряется работать и получать хорошие деньги, то никто его алкоголиком не назовет. Волноваться жена начнет лишь тогда, когда тихий муж станет периодически «вызвериваться» или перестанет приносить домой зарплату.

 

Так один наш пациент, работая сантехником, выпивал каждый день по несколько бутылок водки. Пьяным, со слов жены, нигде не валялся, деньги приносил регулярно. Пил водку, которую получал за «левую» работу. И все всех устраивало несколько лет. Но вот наступил день, когда на алкоголь стали уходить честно заработанные деньги, и жена тут же забила тревогу.

 

Итак, в проблемных семьях чаще всего встречаются следующие варианты:

 

Вариант 1. Муж пьет с потерей контроля, с агрессией, но зарабатывает хорошие деньги и обеспечивает семью. Человек пока еще социально адаптирован. Жена терпит до тех пор, пока можно терпеть, выполняя традиционную роль жены алкоголика - роль няньки. Многие годы бедная женщина мучается, пытаясь создать видимость нормальной семьи, надеясь, что в один прекрасный момент муж, наконец, перебесится и успокоится. Она помогает алкоголику решать проблемы, созданные им в пьяном состоянии, но тем самым лишь потенцирует развитие его болезни. Любая трезвая передышка воспринимается ей как долгожданное выздоровление, но, к сожалению, муж снова начинает пить. Вариантов прогноза немного: либо алкоголик сознательно начинает бороться с Зеленым Змием и находит в лице жены надежного помощника, либо продолжает спиваться и теряет в результате и семью, и работу. То есть, переходит в следующий вариант.

 

Вариант 2. Муж пьет с потерей контроля и все, что зарабатывает, - пропивает.

 

Это самая неблагополучная ситуация, часто такие семьи живут вместе лишь из-за технической невозможности разъехаться, например, когда тяжело разменять квартиру. В этом случае проблему надо решать очень быстро, так как чаще всего речь идет о злокачественном течении алкоголизма, с быстрой деградацией личности. Поэтому если человек отказывается от лечения, необходимо оградить себя и своих близких от той опасности, которую он для них представляет. Как? Это вы сможете обсудить с нашими специалистами - психологами, юристами, психиатрами.

 

Вариант 3. Муж «тихий» алкоголик, семью не обеспечивает. С таким алкоголиком могут жить долго, иногда до естественного финала алкогольной болезни. Жена играет в семье доминирующую роль, выполняя практически все функции. Алкоголик в таких семьях существует в виде эдакого привычного довеска: есть какая-то помощь - хорошо, нет - ну и бог с ним. Его часто за руку приводят лечиться, но при первой возможности он начинает пить снова. Если его все-таки бросают, он, как правило, быстро деградирует и превращается в то, что мы называем бомжами.

 

 

 

Итак, мы видим, что Зеленый Змий прекрасно адаптирован на этой стадии и в большинстве случаев легально уживается среди людей, несмотря на явные признаки их зависимости от него.

 

 

 

Подводя итог, добавим к уже имеющимся симптомам алкоголизма те, которые появились на этой стадии заболевания.

 

1. Разделение на две формы употребления алкоголя: цикличную и постоянную.

 

2. Полностью сформированную физическую зависимость от алкоголя и как ее проявление - развернутый похмельный синдром.

 

3. Наивысшую устойчивость к спиртному за все время алкоголизации, так называемое плато толерантности.

 

4. Сужение диапазона жизнедеятельности человека, когда все свободное время, кроме обязательного безалкогольного минимума, расходуется на алкоголизацию, добычу средств для этого и нейтрализацию вредных последствий.