Восточные гадости: Россию захлестнула волна синтетических наркотиков


Восточные гадости: Россию захлестнула волна синтетических наркотиков

Ежедневно в полицейских сводках фигурируют случаи отравления запрещенными препаратами молодых людей. Среди жертв наркомании только на этой неделе оказался 16-летний москвич, двух его приятелей спасли врачи. Один из самым опасных видов синтетики, завоевывающих черный рынок страны, стал мефедрон. «Известия» отправились в рейд с оперативниками полиции и узнали, как работает в столице этническая наркомафия.

Идеальная среда для наркобизнеса

Район на окраине Москвы, панельная пятиэтажка, многие жильцы которой имеют дурную репутацию. Без нужды сюда не заглянет случайный прохожий. Даже в будний день из окон слышится ругань нетрезвых обитателей.

— Кто мог, отсюда уже давно съехал, а квартиры сдают гастарбайтерам. Немногие вроде меня остались, соседствуем с алкоголиками и приезжими… а куда деваться, — рассказывает местный пенсионер.

Часть окон квартир открыты настежь из-за жары, с улицы видны грязные оборванные обои. Другие, напротив, наглухо зашторены или затянуты одеялами, забиты фанерой так, чтобы свет не был виден снаружи. Светомаскировка — одно из условий для центров фасовки синтетики. Об одной такой нехорошей квартире в нехорошем районе стало известно столичным наркополицейским. На момент обыска в съемной двушке оказался молодой выходец из Таджикистана. При нем и в жилище нашлись сотни свертков с мефедроном и пакетики с амфетамином.

Этническая преступность сменила ориентиры

Как выяснили оперативники, задержанный выполнял функции фасовщика и закладчика. Крупные партии наркотиков в пакетах из-под сока приносили в квартиру сообщники. Здесь с помощью точных электронных весов, скотча и магнитов члены группировки, сформированной по этническому и родственному принципу, фасовали разовые дозы для последующей закладки.

— Сажают на магнит, чтобы крепить к металлическим деталям на улице — перилам, карнизам, отливам, не гнушаются размещать свои грузы и на детских площадках, — говорит представитель силового подразделения.

Группа, с которой столкнулись сыщики, сбывала товар как в розницу, так и мелким оптом. Ее члены меняли свою специализацию, постоянно вовлекались в преступный бизнес родственников и земляков.

— Как только дела шли хорошо, они покупали билеты своим родственникам в Таджикистане и выписывали их сюда, — объясняет сыщик.

Задержанный пояснил, что зарабатывал 4–5 тыс. рублей в день. Но теперь по ч. 5 ст. 228.1 УК РФ его ждет от 15 лет колонии вплоть до пожизненного заключения.

Выполнение сразу нескольких функций в наркобизнесе характерно исключительно для этнической преступности, считают сыщики. Обычно при организации анонимной торговли через даркнет специализации не смешиваются — каждый делает свое дело и не посвящен в то, как устроен канал поставки. Так безопаснее, но дороже. А в этнических группировках, где всё построено на взаимном доверии и страхе перед соплеменниками за свою жизнь и жизнь близких, анонимностью пренебрегают. Зато цена товара ниже, потребителей больше и операции проходят куда быстрее. Вот только в случае задержания одного члена схема может быстро развалиться, а все сообщники — попасть в международный розыск. Стоит напомнить, что в конце прошлого года на встрече глав государств — членов ОДКБ была принята Антикоррупционная стратегия организации на 2021–2025 годы, предусматривающая более плотное сотрудничество правоохранительных ведомств.

Наркополицейские считают, что этническая наркопреступность из Средней Азии в условиях резкого ограничения героинового потока стала использовать отработанную схему для реализации мефедрона.

— Они сумели найти поставщиков из лабораторий напрямую либо покупают оптовые партии через тот же даркнет, — рассказал «Известиям» один из сотрудников антинаркотического подразделения полиции.

Даже максимально суровое наказание сдерживает далеко не всех.

— На мой взгляд, дело в невежестве. Сегодня среди задержанных преобладают иностранцы, плохо знакомые с российским уголовным законом, наркозависимые, которые, по сути, сами себе не хозяева, и несовершеннолетние, уверенные в своей безнаказанности. Хотя чуть не на каждом столбе уже написано: за сбыт дают больше, чем за убийство, — говорит один из оперативников.

Синтез смерти

Большую сложность в борьбе с «синтетикой» представляет тот факт, что ее производство преступники могут наладить практически в любом регионе. Лаборатории ликвидируются полицией, но вновь открываются. И объемы их производства постоянно растут. Крупная лаборатория, производившая до полутонны наркотиков в месяц, была ликвидирована в Волоколамском районе Московской области в феврале. Тогда было изъято 165 кг готового мефедрона и 2 т прекурсоров.

В докладе о наркоситуации в России за 2020 год отмечено «расширение масштабов производства» синтетических наркотиков внутри страны и их распространение с использованием интернета. Из 30 т наркотиков, изъятых в 2020-м, почти девять — «синтетика». Для сравнения, в 2019 году — 5 т из 22. Причем наркодилеры сегодня используют современные средства коммуникации при реализации товара в два раза чаще.

Как поступить с закладкой

В мегаполисах нередко можно найти в подъездах, на лестничных клетках, под окнами первых этажей так называемые клады, спрятанные для передачи покупателю вертки с наркотиками. Как поступить законопослушному человеку в случае обнаружения такой находки, «Известиям» рассказал член Ассоциации юристов России Артем Коростелев.

— При обнаружении закладки в почтовом ящике желательно ее сфотографировать, но не брать в руки, и вызвать полицию. Обратить внимание на незнакомцев, находящихся в подъезде или вокруг него. Кроме полиции, можно обращаться в прокуратуру. Также стоит поставить в известность управляющую компанию, обслуживающую многоквартирный дом.