Прогноз, или Гарантии


Прогноз, или Гарантии

"Итак, я решил: нет! Буду все-таки пить время от времени! Несмотря на все мои книги, несмотря на все философские мысли..." Джек Лондон

Итак, я решил: нет! Буду все-таки

пить время от времени! Несмотря

на все мои книги, несмотря на все

философские мысли...

 

Джек Лондон

 


 

Меня и коллег, которые проводят процедуры, запрещающие прием алкоголя, часто спрашивают: «Доктор! Какие существуют гарантии?». Сразу же возникает ассоциация с мастерской по ремонту бытовой техники, где вам, починив чайник или утюг, дадут гарантию на полгода. Надеюсь, разница между той уникальной и совершенной системой, которой является человеческий организм, и утюгом понятна всем. Тем не менее, о гарантиях мы слышим постоянно, хотя такой вопрос, по большому счету, звучит достаточно абстрактно. Я всегда переспрашиваю: «Что вы имеете в виду?».

 

Обычно требуют гарантий того, что человек не будет пить весь период действия процедуры, или уж если выпьет, то сразу отправится на тот свет. Естественно таких гарантий никто не даст. Хочется напомнить, что медицина не математика, где дважды два - четыре. Вариантов бывает достаточно много, но определенные закономерности, конечно, существуют. Сразу же можно выделить две основные группы пациентов: те, кто выдержал, и те, кто не выдержал период трезвости. Последних также можно разделить на две подгруппы.

 

Первая подгруппа: пациенты, которые стали пить на фоне действия процедуры.

 

Закодированный алкоголик может выпить случайно, может - под давлением друзей-собутыльников, которые всячески будут пытаться вернуть «заблудшего» товарища в лоно алкогольной компании, наконец, бывали случаи, когда алкоголь употреблялся с целью самоубийства. В общей сумме такие случаи составляют 1 - 2% от всей массы пролеченных больных. Последствия бывают самые печальные. Причем, они могут развиться сразу же, а могут через какой-то, иногда довольно длительный, промежуток времени.

 

Вторая подгруппа: около 10% больных приходят к нам и

 

нейтрализуют действие процедуры - «снимают код».

 

Часть из них это делает по медицинским показаниям, например перед сложными операциями, или когда назначенный им врачом в связи с другой болезнью препарат выпускается в одном виде - на основе алкоголя. Часть пациентов прибегают к «снятию кода» из-за каких-либо жизненных ситуаций: длительные командировки, особенно туда, где ведутся боевые действия, или -похороны, свадьбы, рождение детей. Многие впоследствии возвращаются и проводят процедуру снова. Самая же неблагополучная часть пациентов приходит, чтобы вновь продолжать пить. «Доктор! Раскодируйте меня! Не хочу быть белой вороной! Я хочу жить нормальной (!), человеческой (!) жизнью!». Когда я слышу эту фразу, у меня просто опускаются руки. Ну как помочь человеку, для которого нормой жизни является полуживотное состояние в алкогольном опьянении или в похмелье? Для которого не существует других радостей жизни, кроме циничного пьяного веселья! Кто на одну чашу весов ставит стакан с водкой, а на другую - жизнь и благополучие своих близких! В такой ситуации мы всегда пытаемся отговорить наших пациентов, рассказывая о тех проблемах, которые их подстерегают. Иногда это удается, но чаще человек не хочет слышать голоса рассудка, находясь во власти вновь вспыхнувшей психической зависимости от алкоголя, и мы вынуждены «снимать код», так как обратимость процедур - обязательное условие нашей работы.

 

А что происходит дальше с теми пациентами, а их чуть меньше 90%, которые не пьют весь период действия наших методов? Об основных вариантах я рассказал в предыдущей главе, сейчас - несколько систематизирую эти данные. Итак, после длительного периода трезвой жизни человек вновь имеет возможность выпивать. Как правило, события развиваются по одному из трех сценариев:

 

1. Человек продолжает трезвую жизнь, и не пьет уже сам по себе.

 

Это самый благоприятный вариант, возможный лишь тогда, когда больной алкогольной болезнью реально оценивает свои проблемы и на самом деле хочет их решить. За время передышки, которая возникла после лечения, он добился успехов, решил многие проблемы и смог по достоинству оценить преимущества трезвой жизни. Он понимает, что алкогольные проблемы от него никуда уже не денутся, что жить он сможет либо нормальной человеческой жизнью, но без алкоголя, - либо будет спиваться дальше.

 

Запомните! Даже после многолетнего периода трезвости существует опасность возврата алкогольной болезни! Зачастую и десятилетия трезвой жизни не избавляют человека от зависимости и, в случае возобновления алкоголизации, проблемы стремительно возвращаются!

 

2. Человек не уверен в себе и вновь обращается за помощью.

 

Также благоприятный вариант, который говорит о реальном видении проблемы и в конечном итоге приводит к длительной ремиссии, то есть - периоду трезвости. У нас есть один пациент, которого мы уже сами отговариваем от лечения. Он недавно проходил процедуру химической защиты десятый (!) раз (кстати, чувствует себя прекрасно). Так вот, я с ним познакомился девять с лишним лет назад, когда он находился в состоянии запоя. Он жил в коммунальной квартире, в его комнате из обстановки были лишь матрас и табуретка. Все остальное, вплоть до лампочек, было пропито. Сейчас у него трехэтажный дом в пригороде, две машины, своя фирма. Теперь это уважаемый, обеспеченный человек, естественно, он хочет исключить даже минимальную возможность возврата к прежней жизни. А поэтому вновь и вновь приходит к нам. Причем приходит заранее - за неделю, за две до окончания срока действия химической защиты.

 

3. Человек начинает пить.

 

Я уже говорил в предыдущей главе, что в такой ситуации все признаки алкоголизма сразу или очень быстро восстанавливаются. Но даже в этой группе наших пациентов не все так безнадежно. Часть из них «отводят душу» и возвращаются к нам - иногда, правда, в достаточно плачевном состоянии. Некоторые заранее предупреждают родственников, что у них запланирован запой: «Жена (мать, отец)! Завтра я начинаю пить, а через пять дней вызывай мне врача делать капельницу!». Заплатив дань Зеленому Змию, человек вновь не пьет длительное время. И так до тех пор, пока совсем не бросит пить или, наоборот, пока не сопьется.

 

Часть пациентов проверяет: не вернулась ли к ним возможность пить умеренно и, убедившись: не вернулась, - снова приходят к нам. К данной ситуации мы относимся достаточно спокойно, поскольку полностью согласны с той истиной, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хотя обязательно предупреждаем: «проба» может закончиться запоем, создав очень серьезные проблемы для самого экспериментатора.

 

Ну и наконец самая неблагополучная часть наших пациентов охотно возвращается к пьяной жизни, не желая и слышать о повторном лечении. В этом случае остается надеяться, что осознание необходимости лечиться у такого человека, появится раньше, чем он погибнет. Как помочь алкоголику, который не желает бросать пить, как вести себя с ним, я расскажу в отдельной главе.

 

Подводя итог, можно сказать: человек, страдающий алкогольной болезнью, может существовать в двух ипостасях: пьющим и трезвым. И чем быстрее он это поймет, тем больше у него шансов вернуться к человеческой жизни.

 
А что же все-таки с гарантиями? На самом деле они существуют. Только мы не обещаем стопроцентного избавления от неизлечимого заболевания. Наши гарантии в том, что мы никогда не бросаем лечение на полдороги и никогда не отказываемся от наших пациентов, даже самых безнадежных, если, конечно, они категорически не отвергают нашу помощь. Индивидуальный подход, работа с родственниками, гибкая тактика лечения позволяют добиться хороших результатов в большинстве случаев.