Здоровый образ жизни


Здоровый образ жизни

Говорить о здоровом образе жизни без систематизации существующих представлений, без согласованности в профессиональных определениях, целях и действиях – все равно, что уподобляться строителям Вавилонской башни после того, как Господь «смешал их языки» и они перестали понимать друг друга.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Сегодня здоровье становится более значимой ценностью, о которой необходимо заботиться. В связи с этим появилось понятие здоровый образ жизни.

Попытаемся определить здоровый образ жизни в различных моделях: медицинской, превентивной, здоровых убеждений, рациональных действий.

Медицинская модель здорового образа жизни

С точки зрения клинициста, здоровый образ жизни – довольно узкое понятие. Это такой стиль жизни, который дает возможность жить «с молчащими органами».

Достаточно простая и одновременно одна из наиболее часто употребляемых моделей здорового образа жизни – образ жизни, позволяющий жить без психического или физического заболевания и боли.

Достаточно простая и одновременно часто употребляемых моделей здорового образа жизни – образ жизни, позволяющий жить без психического или физического заболевания или боли. Наиболее здоровому отвечает тот образ жизни, при котором нет болезней, а наиболее нездоровому, деструктивному – тот, при котором появляется наибольшее число болезней и существует угроза жизни.

В то же время медицинская модель затрагивает и динамический аспект – достижение способности поддерживать равновесие между средой и организмом, а также адекватно реагировать на изменения и адаптироваться к ним.

При таком понимании здорового образа жизни необходимо ввести четкое понятие биологической и физиологической нормы (пропорциональность роста и массы тела, биохимические и морфологические показатели крови и тканей, нормальная электрокардиограмма и т.д.). Скорее данная модель закладывает определенные биотехнологические процессы: соблюдение естественных биоритмов (чередование бодрствования и сна), активный образ жизни, физический тренинг, качественно и количественно сбалансированное питание, соблюдение личной гигиены, определенный уровень санитарно-гигиенических знаний.

В данной модели образа жизни здоровье зависит т от социально-культурального контекста, так как общество тем или иным образом определяет социально-биологические критерии нормальности.

Сложность определения нормальности обусловлена адаптационно-физиологическими изменениями, которые зависят от состояния общества. Если общество свободно от влияния вредных факторов в традициях, обычаях, нормах питания, отдыха и т.д., то задает действительные критерии нормы. Если же общество демонстрирует искаженные социально-биологические критерии нормальности, то о здоровом образе жизни говорить трудно. В последнем случае скорее следует говорить о витальности, то есть жизнестойкости организма, который несмотря ни на какие вредные воздействия продолжает жить и функционировать.

Главный недостаток медицинской модели состоит в том, что она не включает такие понятия, как «нравственность», «духовность», «высшие ценности», «добро», «зло». Приотсутствии прочного духовного («ноогенного, по концепции В. Франкла) измерения, объединяющего физическое и психическое измерение индивидуальности человека, говорить о каком-то здоровом образе жизни бессмысленно.

Превентивная модель здорового образа жизни

Превентивная модель здорового образа жизни рассматривает здоровый образ жизни с точки зрения динамического многоуровневого процесса профилактики. Например, профилактика первого уровня представляет собой модель поведения, цель которого – предупреждение нарушений а состоянии имеющегося здоровья. Профилактика второго уровня – модель поведения, направленного на торможение болезненного процесса в самом начале заболевания. Профилактика третьего уровня заключается в процедцре лечения и медико-социальной реабилитации на этапах клинически развернутого (оформленного) заболевания.

В превентивной модели учитывается роль бихевиоральных патогенов и иммуногенов. К бихевиоральным патогенам относится поведение, повышающее риск определенных заболеваний. В рамках наркологической превентологии можно говорить о таких поведенческих патогенах, как употребление психоактивных и наркотических веществ без медицинских показаний и без медицинского контроля, употребление алкоголя с риском для здоровья и с риском нарушения межличностных отношений. Кроме того, алкоголь является патогеном для онкологических заболеваний, автомобильных аварий, самоубийств, цирроза печени и т.д.

К бихевиоральным иммуногенам относят поведение, ограничивающее риск развития заболевания: здоровое питание, регулярный сон (7-8 часов в сутки), регулярные физические упражнения, процедуры закаливания и т.д.

Помимо индивидуальных образцов поведения в превентивной модели большое значение играет социальный контекст – экологическое состояние окружающей среды (нарушение чистоты атмосферы химическими и радиоактивными загрязнениями, токсическими веществами, используемыми в промышленном производстве, тепловыми излучениями и т.д.).

Несовершенство данной модели проявляется в отсутствии четкого разграничения, последовательности и преемственности понятий «здоровье» и «болезнь», то есть целостности в понимании человека. Данная модель, выражаясь языком Э.Фромма, скорее построена по негативному принципу «отказа от чего-то» для достижения здоровья. С этих позиций представляется более продуктивной модель здоровья как процесса «стремления к чему-то».

Модель здоровых убеждений

Модель здоровых убеждений разработана группой психологов службы здравоохранения США и используется во многих профилактических программах – от пропаганды прививок до пропаганды самообследования груди, а также для обучения больных определенному стилю поведения, прописанного врачом.

Модель здоровых убеждений опирается на достаточно простые принципы. В основе ее находится утверждение о том, что поведение, направленное на укрепление здоровья, должно быть более или менее рациональным.

Готовность к здоровому образу жизни зависит от двух факторов: наблюдаемой восприимчивости к заболеванию и осознаваемой опасности болезни, то есть ее последствий. Человек не станет предпринимать никаких действий, если будет считать, что данное заболевание ему не грозит.

Если же человек начнет воспринимать данное заболевание как возможную угрозу для себя, тогда его дальнейшее поведение будет зависеть от того, какой образ жизни и действий он выберет. Дополнительно на него будут влиять факторы, вызывающие определенное поведение. Если человек признает факт, что его поведение может привести к заболеванию, а изменение данного поведения поможет его избежать, то скорее всего, он примет решение изменить свое поведение.

В модели здоровых убеждений принимаются во внимание разнообразные факторы, так называемые модификаторы. К ним относятся демографические данные – возраст, пол, раса и социопсихологические – личность, социальная группа, давление окружения.  Принимается, что последние опосредованно влияют на оценку осознаваемой действительности, несут пользу или угрозу здоровью.

Модель здоровый убеждений была предметом многих исследований взаимоотношений между определенным поведением, направленным на здоровый образ жизни, и вытекающими из этого поведения угрозы и пользу здоровью.

Модель здоровых убеждений имеет несколько недостатков:

  1. зависит от культурального контекста (степени модернизации и обновления общества);
  2. зависит от фактора пола;
  3. не описывает точных взаимосвязей, существующих между различными переменными;
  4. не имеет методов, дающих возможность определить значение отдельных факторов для здоровья;
  5. не уточняет такого фактора, как осознание симптомов и создание когнитивных структур для понимания различных заболеваний.

Модель рациональных действий

Модель рациональных действий предусматривает, что мотивы поведения, направленного на сохранение здорового образа жизни, не только отражаются в мыслях и убеждениях человека, но и воплощаются в его действиях.

Ключевым моментом, определяющим поведение человека, являются его стремления. Например, А. решает перестать курить, чтобы не кашлять. Желание бросить курить зависит от его отношения к курению как к таковому, а также от его убеждения пот поводу реакции окружения на его действия. Затем вера А. в то, что отказ от курения поможет избавиться от кашля и не будет связан с чересчур большими жертвами, скорее всего, повлияет на стремление отказаться от курения.

Если у А. есть уверенность, что окружение поддержит его стремление, а физическое состояние его улучшится, то наиболее вероятно, что он откажется от курения. Однако если А. сомневается в эффективности отказа от курения, боится тех жертв, с какими связан отказ от курения, и считает, что окружение критически отнесется к его решению, то ему (А.) будет сложнее принять решение об отказе от курения и реализовать свое стремление.

Модель рациональных действий представляется более продуманной в плане понятийного аппарата, но также имеет недостатки:

  1. необходимость скрупулезно исследовать взаимосвязь убеждений и поведения человека, чтобы достоверно прогнозировать поведение, поддерживающее здоровый образ жизни и предупреждающее то или иное патологическое состояние, а это может быть трудоемким процессом;
  2. разная эффективность реализации модели для контингентов с различным уровнем образования и доходов;
  3. Конкретно не изучен вклад в эффективность модели рациональных действий факторов, не связанных с убеждениями и суждениями, но влияющих на поведение человека.

В заключение необходимо подчеркнуть, что обе модели – и модель здоровых убеждений, и модель рациональных действий – используют когнитивные детерминанты поведения и предназначены для выявления поведения, являющегося здоровым образом жизни и профилактикой против развития заболевания. Обе теории предлагают тезис о том, что здоровый образ жизни являются результатом сознательных стремлений и убеждений.